Нашествие гуманитариев: почему они теснят технарей в топ-менеджменте IT-компаний

Каким бывает гуманитарное образование?

На сегодняшний день выделяют две совершенно разные «гуманитаристики»:

  • Одна из них не заостряет внимание на теоретизации бытия, а просто его преображает. Вследствие этого у человека начинается совершенно новая жизнь.
  • Вторая, наоборот, специализируется на изучении вековых знаний. Именно этот вид гуманитаристики преподают в подавляющем большинстве вузов. Этот вид можно, в свою очередь, условно разделить на три типа: для «исследовательских» специальностей, для массовых профессий, различные курсы, которые разработаны для технарей.

Профессии для гуманитариев

К числу общественных наук относятся юриспруденция, политология, лингвистика, психология, филология, журналистика и история. Люди с гуманитарным типом мышления превосходно в них разбираются, поскольку их склад ума позволяет им виртуозно владеть языком слов и букв. Люди, которые комфортно себя чувствуют в социальной среде могут смело выбирать гуманитарные профессии.

Довольно большой популярностью на сегодняшней день обладает психология. Люди в течение веков изучали происхождение, обычаи, историю и биологическую природу человека. На основании полученных данных, были сформированы определенные психологические закономерности, которые позволяют разбираться не только в медицине, но преподавании, науке, торговле и прочих социальных сферах.

Если вы относите себя к гуманитариям, то вы можете обратить внимание на деятельность, которая связана с политологическими, религиоведческими, философскими, культурологическими знаниями. Если необычайный интерес вызывает история, то можно свою жизнь посвятить и ей.

Ни для кого не секрет, что власть и деньги привлекают огромное количество людей, поэтому люди с гуманитарным типом мышления отдают предпочтение политической деятельности, собирают митинги, ведут переговоры и организовывают политические партии. Если по душе вести различные расследования, первыми узнавать о происходящем, то можно рассмотреть профессию журналиста. Сегодня эта отрасль чрезвычайно развита, поэтому множество изданий нуждается в квалифицированных кадрах.

Артём Замулин, 27 лет, механик:

artiom-foto-natali-malykhinoi.jpg__650x486_q75_subsampling-2_upscale.jpgАртём Замулин / Фото: Наталья Малыхина

«Я отношу себя к технарям, потому что подхожу к разным вопросам с технической точки зрения. Сейчас работаю с системами кондиционирования и машинами. С детства любил разбирать и собирать машинки, чтобы понять, как они устроены.

В школе любил математику, геометрию, черчение и физику. Со мной за партой сидел отличник, но он не разбирался, как начертить деталь в трёх проекциях. Поэтому я ему часто помогал с чертежами. По физике объяснял ребятам, как решать задачи. На геометрии я практически не выходил к доске, зато часто диктовал решение тем, кто отвечал.

С гуманитарными предметами не срослось: не любил зазубривать. Гораздо лучше запоминал материал, когда понимал, почему так, а не иначе.

Возможно, определённая склонность к каким‑то предметам зависит от преподавателя. Есть учителя, которые могут так интересно подать свой предмет, что даже двоечник с последней парты что‑то запомнит. У нас так было по физике: преподаватель делал с нами много практических заданий. На таких уроках, когда видишь законы в действии, все понимали физику лучше, чем после прочтения учебника. Потом преподаватель сменился, и уже было не так интересно на уроках.

Я думаю, что специализированные классы в школе – это неправильно. Лучше после школы выбирать, с чем жизнь связать, но на школьном уровне нужно хорошо познакомиться со всеми предметами, чтобы было из чего выбрать и в общем получить представления о мире с разных сторон.

Считаю, что нельзя оправдываться тем, что ты гуманитарий или технарь. Если уже взялся что‑то делать или о чём‑то рассуждать, то поздно придумывать оправдания, нужно разобраться до конца, даже если это сложно для тебя. Когда не разбираешься, лучше и не лезть в это вовсе.

Во взрослой жизни много дел, но я всё равно хочу наконец‑то начать читать книги. В школе я не любил историю, но сейчас понимаю, что хотел бы разбираться в ней лучше. Иногда я читаю о разных событиях из мировой истории, это помогает лучше понимать, что в мире происходит».

Технари и гуманитарии – стоит ли вешать ярлыки на детей?

Что значит «технарь» или «гуманитарий», наверное, объяснять не нужно. Грубо говоря, это деление на считающих и читающих.

gumtech_1.jpg

Первые лучше ориентируются в мире цифр и формул, вторые предпочитают размышлять над литературой, писать сочинения и быстро осваивают языки. Значит ли это, что гуманитариям закрыт вход в математику и наоборот? Разумеется, нет. Это деление не имеет к психологии никакого отношения, оно придумано родителями и учителями. Дети и сами часто подхватывают эти ярлыки. Зачем? Да хотя бы для объяснения трудностей в математике или в грамматике. Я плохо пишу сочинения, потому что я технарь. Очень удобно, не правда ли?

Но дело в том, что в процессе учебы и взросления многие вещи в жизни меняются. То, что казалось не особенно интересным, можно внезапно открыть для себя в старших классах. В этом случае ярлыки только мешают.

gumtech_2.jpg

Представьте, что ваш победитель олимпиад по математике и отличник Петенька вдруг заявляет, что хочет стать историком или филологом. Но как? Он же всегда был «технарем» и делал по двадцать ошибок в диктантах!

Просто вы не обращали внимания, вероятно, что в то же самое время сын зачитывался историческими романами и рыскал по интернету в поисках фактов о Войне Алой и Белой Розы. Вы думали, что ваша прелестная Анечка будет поступать в Институт иностранных языков, а она, оказывается, хочет на факультет информатики.

Дело в том, что все-таки чистых технарей или гуманитариев не бывает.

Если человек делает успехи в математике, значит, он сможет осилить и другие науки, хоть точные, хоть гуманитарные.

Конечно, склонность к одному типу наук часто более выражена, чем к другому. И все же интерес может повернуться и в обратную сторону. Это, кстати, может быть связано с особенностями развития мозга подростка. Оно неравномерно, одна зона догоняет другую, так что даже если в пятом классе ребенок был увлечен исключительно математикой, это еще не значит, что к одиннадцатому он не переключится на лингвистику.

Гуманитарий или технарь?

Гуманитарии любят общаться. И не просто общаться: они прекрасные ораторы. У вас, конечно, был знакомый, который, ничего не зная, прекрасно отвечал на экзамене. Так вот, в этот момент за него отвечал его внутренний гуманитарий. Такие люди могут поддержать беседу с любым или почти любым человеком, они умеют находить подход к людям, потому что, как правило, не так резки и прямолинейны, а главное, не так уверены в своей правоте, как это часто бывает с людьми с техническим складом ума. Гуманитарии признают несовершенство своих мыслей, часто сомневаются относительно своего видения ситуации и признают зависимость от обстоятельств извне.

Гуманитариев интересует внутренний мир человека, технарей – внешний или придуманный ими абстрактный мир цифр. Первые, как правило, более эмоциональны по сравнению со вторыми. Они ранимы, у них лучше развито образное мышление, им лучше дается изучение языков, они часто любят писать сочинения и даже стихи. Зачастую гуманитарии менее амбициозны и довольствуются малым и, имея огромный багаж знаний, готовы работать за копейки – педагогом, архивариусом или библиотекарем.

А кто же такой человек-технарь? По сути, его можно назвать некой противоположностью описанному типу. Он малообщителен (иногда крайне), целеустремлен, настойчив, амбициозен, энергичен и уверен в себе (или даже самоуверен). Знает себе цену и не готов работать за низкую зарплату. Его мышление отличается четкостью, логикой, последовательностью и высокой скоростью.  

Впрочем, снова оговоримся: весь комплекс этих черт может быть присущ только ярко выраженному гуманитарию или технарю, подавляющее же большинство людей относится к смешанным типам.

Оцените статью
Рейтинг автора
5
Материал подготовил
Илья Коршунов
Наш эксперт
Написано статей
134
Добавить комментарий