Авианосцы Соединенных Штатов Америки — новые модели и старые помощники

И к чему пришло[править]

  • Ударные (тяжелые) авианосцы — послевоенные корабли, с угловой полетной палубой, паровыми катапультами и реактивными самолетами на борту. Строились США, Великобританией и Францией. К настоящему моменту почти все неатомые тяжелые авианосцы списаны или выведены в резерв.
    • Атомные — те же ударные, только с атомной силовой установкой. Строились США, один построила Франция
  • УДК — десантные корабли, имеющие на борту авиагруппу из вертолетов и самолетов вертикального взлета/посадки (СВВП). Популярны в странах Запада (США, Франция, Италия) и примкнувшей к ним Японии. СССР/Россия тоже пытались заиметь такие корабли, но не срослось. В Керчи собираются заложить две штуки, посмотрим, что выйдет.
  • Авианесущие крейсера — советский проект, корабль с ракетным вооружением и авиационной группировкой (первые четыре — вертолеты и СВВП[3], ныне здравствующие «Адмирал Кузнецов» и «Варяг»/«Ляонин» — нормальные самолеты).
  • Авианесущие эсминцы — японский вариант. Поскольку Японии после второй мировой запретили строить крейсера, то они сначала построили эсминец на три вертолёта вместо одного обычного, а затем и «эсминец» габаритами с крейсер и с большой плоской палубой вмещающий десятки вертолётов, и способной обслуживать самолёты. Только вот к огорчению японцев США запретили Британии продать японцам свои Харриеры — палубные самолёты вертикального-взлёта и посадки. Впрочем, в 2017-м году зашла речь о том, что самые крупные из кораблей этого класса — эскадренные миноносцы-вертолётоносцы типа «Идзумо» — таки превратят в полноценные лёгкие авианосцы, вооружив американскими F-35.
  • Легкие авианосцы — корабли для «тоже крутых держав», типа Италии или Испании. В большинстве случаев подобен УДК, только без десантных возможностей. В случае Британии попытка дотянуть до возможностей ударного авианосца при меньшем водоизмещении
    • Особо отличился Таиланд, авианосец которого является одновременно… королевской яхтой с дворцовыми помещениями.
      • Их авианосец — настоящий «белый слон», содержание которого вызывает регулярные срачи в бюджетной комиссии, потому что нормально вооружить его самолётами так и не смогли. Зато нашли выход — «Чакри Нарубет» на настоящее время единственный авианосец, являющийся надеждой всех терпящих бедствие, потому что когда он не принимает туристов в порту, то носится по морям, обшаривая вертолётами океан на предмет спасаемых. По некоторым данным, у авианосца номер «911». Принимал участие в ликвидации последствий стихийных бедствий. Ну и один раз вроде как помахал кулаками когда у них там заваривалась какая-то бунтарская каша и конфликты с соседями.

Авианосцы времён холодной войны:

  • Противолодочный авианосец — когда вступили в строй ударные авианосцы, старые, но ещё годные авианосцы было жалко списывать и их переоборудовали под противолодочные цели[4], а эскорт ударного авианосца включал противолодочный авианосец.
  • Противолодочный крейсер-вертолётоносец — предшественник авианесущего крейсера, советский вариант противолодочного авианосца, с чисто вертолетной авиагруппой и противолодочными комплексами.
  • Десантный вертолётоносец — предшественник УДК, отличался от него отсутствием дока для катеров.
  • Отдельно стоить отметить так и не построенные вертолётоносцы проекта 10200 «Халзан». Видимо для отработки их конструкции в 70-80х в СССР были построены быстроходные и крупнотоннажные ролкеры типа «Капитан Смирнов», которые вполне допустимо рассматривать как корабли двойного назначения.

Разработка и строительство

Основными направлениями разработок в рамках программы CVN-21 были: электромагнитные катапульты и турбоэлектрические аэрофинишеры; повышение мощности главной энергетической установки (ГЭУ); новая полетная палуба увеличенной площади; автоматизация всех процессов и как следствие – сокращение численности экипажа.

2-uss_gerald_r._ford_cvn-78_underway_on_8_april_2017.jpg

Реализация этих технических решений обеспечит выполнение 160 самолетовылетов в сутки (экстренно – до 220).

Строительство головного корабля было начато14 ноября 2009 года на верфи «Ньюпорт-Ньюсшипбилдинг». 9 ноября 2013 года, когда постройка была завершена на 70 %, авианосец сошел со стапелей.

Летом 2016 г. закончились заводские испытания, которые показали серьезные недостатки авианосца.

Оказались не в строю подъемники боеприпасов для зенитно-ракетных комплексов (ЗРК).

Крайне низкая надежность систем обеспечения полетов. Так, катапульта способна реально выполнить 400 запусков самолетов (по проекту – 4200). Финишер обеспечит 25 посадок (против 1600 проектных). Полетная палуба требует переделки.

Технические проблемы вызвали отсрочку ходовых испытаний авианосца, которые начались только 8 апреля 2017 г. Ввод АВМА «Джеральд Форд» в состав флота состоялся 31.05.2017 г.

Палубная авиация[править]

  • Истребители. Были в составе палубной авиации изначально и остаются до сих пор.
  • Бомбардировщики. Ударная сила палубной авиации в ХХ веке. Заменены многоцелевыми истребителями.
    • Торпедоносцы — первые ударные самолеты палубной авиации. Использовались до начала массового перехода с торпед на противокорабельные ракеты.
    • Пикирующие бомбардировщики — использовались в 30-х — 40-х годах ХХ века, похоронены развитием средств ПВО и управляемого ракетного оружия.
  • Специальные самолеты
    • Противолодочные — изначально торпедоносцы, оснащенные магнитометром и глубинными бомбами, позднее — самолеты специальной постройки с радиогидроакустическими буями и противолодочными торпедами. В конечном итоге их большей частью сменили вертолеты с опускаемым гидрофоном на тросе.
    • Самолеты ДРЛО, «летающие радары». Первыми тоже стали торпедоносцы с подвесным радаром на месте торпеды, затем — опять же самолеты специальной постройки на базе небольших транспортных самолетов.
    • Транспортные самолеты. Существует в единственном экземпляре, имя которому — С2 Greyhound. Является единственным в мире транспортным самолетом, приспособленным для посадки на палубу авианосца.
  • Вертолеты. Их много и они разные — десантные, ударные, противолодочные, разведывательные.
  • Конвертопланы — пока только у американцев, уверенно ждём появления у китайцев, робко надеемся на появление у России.

Классификация авианосцев 1922—1945[править]

  • Перестроенные авианосцы — по Вашингтонским соглашениям 1922 года на строительство линкоров был введён мораторий и часть строящихся и построенных кораблей подлежали утилизации, но было разрешено два корабля из подлежащих слому достроить как авианосцы — США, Япония, Великобритания, Франция воспользовались этим пунктом и семь линкоров и линейных кресеров было достроено как авианосцы. Несостоявшиеся американские линейные крейсера «Лексингтон» и «Саратога», долгие годы были самыми большими авианосцами в мире, сыграли огромную роль в развитии этого класса кораблей и помогли преодолеть весьма неблагоприятное начало ВМВ.
  • Быстроходные авианосцы — строились с начала 30-х годов и до начала 50-х. Основные корабли Второй Мировой войны.
    • Легкие авианосцы — строились для поддержки более крупных собратьев. Британские авианосцы после войны стали первыми «экспортными» авианосцами[2]
  • Эскортные авианосцы — мало чем отличались от первых экспериментальных авианосцев, зато строились быстро и стоили недорого. Использовались везде, где не хватало «нормальных» авианосцев. Поправка: главное отличие эскортных авианосцев — скоростные характеристики и экономичность грузовых кораблей, на основе которых они и строились, почему, собственно, и были такими дешёвыми. А большего было и не нужно, так как именно прикрытие медленных транспортов, мобилизованных для перевозки снабжения и десантов, и было их задачей. А «нормальные» авианосцы (а также «лёгкие», когда первых не хватало) в это время в составе быстроходных боевых флотов носились по океанам.
    • Торговые авианосцы — поскольку и эскортных авианосцев поначалу не хватало, было найдено паллиативное решение: оснастить торговые суда или танкеры летной палубой, ангарчиком на 3-4 самолета и использовать такие гибриды как эрзац эрзаца. При этом, в отличие от полноценных эскортников, MAC-шипы оставались в первую очередь транспортами, перевозящими груз из пункта А в Пункт Б.
      • Был и совсем уж паллиатив — оснащение транспорта простой катапультой с истребителем, как это было на заре палубной авиации. Самолет запускался в случае опасности, а после выполнения задания летчик прыгал с паращютом и после чего его (в идеале) подбирали корабли эскорта.
  • Тяжелые авианосцы. Самые большие авианосцы ВМВ, несущие авиагруппу вооруженную ударным оружием с достаточной мощностью для потопления любого корабля. Самым многочисленным их типом стали американские «Эссексы» — в 1941—1950 годах построенно аж 24 из 32 запланированных единиц. Эксплуатировались почти до конца вьетнамской войны.
    • Также запланировали постройку суперкораблей типа «Мидуэй» — на 150—200 самолетов с целью окончательного решения вопроса существования японского флота. Но просчитались со сроками и приняли первый корабль в состав флота… через неделю после капитуляции Японии. А спустя еще четыре года оказалось, что только «Мидуэи» годятся для использования реактивных самолетов как есть, без модернизаций — это было очень кстати, так как Конгресс очень косо смотрел на строительство новых серий гигантских авианосцев после ВМВ — а «Эссексы» требовали весьма кардинальной модернизации для этой цели. Сам авианосец «Мидуэй» был списан только в 1992 году, поучаствовав в войне в Заливе.

Откуда есть пошло[править]

  • Аэростатоносец — за неимением лучшего в XIX веке на кораблях размещали аэростаты. Использовались только как мобильные наблюдательные пункты.
  • Гидроавианосец — корабль уже с самолетами, но еще без полетной палубы. Взлет осуществлялся с катапульты, садились гидропланы на воду, после чего их поднимали на борт краном. Стартовать с катапульты мог и обычный самолет, но ему после взлета оставалось только лететь к берегу или тонуть, когда кончится топливо. Пока самолёт стоил как один выстрел главного калибра, это было вполне допустимой практикой.
  • Экспериментальные авианосцы — британский «Аргус» и американский «Лэнгли» были перестроены из транспортных судов, и не отличались ни большой скоростью, ни прочностью конструкции, ни самолетовместимостью.
  • Первые авианосцы специальной постройки — японский «Хосе» и британский «Гермес». Именно на этих кораблях появились основные элементы авианосцев — полетная палуба по всей длине корабля, сдвинутая к правому борту надстройка — «остров» и аэрофинишеры. Тогда же возникли первые авианесущие крейсера — британские легкие линейные крейсера с полетной палубой в корме, но так как самолёты часто разбивались при посадке на них[1], их переделали в обычные авианосцы.

Оцените статью
Рейтинг автора
5
Материал подготовил
Илья Коршунов
Наш эксперт
Написано статей
134
Добавить комментарий